Ремонт вентилятора

Домашние напольные вентиляторы незаменимы при жаркой погоде. У вентиляторов могут быть и электрические неисправности, связанные с проводкой и конденсаторами, и механические, связанные с подшипниками и редукторами. Некоторые из неисправностей устраняются буквально за 5 минут, а некоторые по цене ремонта могут выйти дороже, чем новый. Например, вентилятор вращается только если сначала крутануть лопасть винта рукой. Или не включается одна из скоростей. Это может быть банальная проблема с проводкой, а иногда это бывают проблемы с электродвигателем, которые нерентабельно исправлять вообще.

Рассмотрим разборку вентиляторов, типичные неисправности, методы диагностики и ремонта напольных вентиляторов в домашних условия.

Содержание

Как разобрать вентилятор: подробная инструкция

Так как случаев много, то будем разбирать вентилятор полностью, с описаниями некоторых, методов диагностики, популярных неисправностей, и способов ремонта.
Отключаем вентилятор от сети. Теперь откручиваем винт крепления от выдвижной штанги большой крестовой отверткой или плоской отверткой.

У некоторых вентиляторов может быть винт с установленным рычагом, который можно просто открутить без отвертки.

Прозвонка сетевого провода мультиметром

Можно проверить проводку мультиметром. Для этого понадобится самый простой мультиметр, например DT830B.

Краткая инструкция по работе с мультиметром

Вставляем черный щуп в «COM», а красный в «VΩma», и устанавливаем переключатель в режим прозвонки.

Он выглядит как диод. Это не измерение сопротивления, это проверка наличия контакта. Мультиметр в этом режим измеряет падение напряжения, а не сопротивление.

Бывают мультиметры без звукового оповещения, которые показывают только числа на экране. А приборы со звуковым уведомлением начинают пищать при нулевых или около нулевых значениях, это очень удобно. На фото мультиметр без пищалки, нужно будет просто смотреть на экран.

Нулевые значения или КЗ показываются просто нулями. А обрыв или зашкаливание предела измерения на экране отображается как «1» без нулей, или в некоторых приборах как «OL» (overload — перегрузка).

В данном случае щупы на вилку можно ставить как угодно, т.е. неважно куда красный щуп, а куда черный. Просто соблюдаем общие правила подключения щупов к мультиметру.

При исправной проводке вентилятора если не нажаты кнопки управления, то мультиметр покажет значение «1» как на фото ниже. Ни одна из кнопок вентилятора не нажата, поэтому мультиметр показывает «обрыв».

А если будут около нулевые значения при выключенных кнопках, то это может косвенно говорить об коротком замыкании в проводке.

Далее нажимаем первую кнопку включения оборотов. И мультиметр уже показывает какие-то значения. Значит все исправно.

И так далее нажимаем на следующую кнопку переключения скорости вращения вентилятора.

И теперь проверяем третью кнопку

И проверяем последнюю кнопку с включенным ночником.

Кстати, кнопка включения ночника не будет прозваниваться. Это нормально.

Визуальная проверка сетевого провода

Осматриваем провод на наличие повреждений. Это нужно и для безопасности, и для устранения вероятной неисправности, когда вентилятор не включается, или периодически отличается или работает только в оном положении.

Пример повреждения на провода.

Такое повреждение провода обычно происходит из-за того, что провод находится на полу, и на него случайно ставят стул.

Это повреждение может быть опасно, т.к. сетевой провод под напряжением, и можно случайно получить удар током или короткое замыкание в проводе.

Ремонт сетевого провода

Отрезаем поврежденный участок сетевого провода.

Далее зачищаем контакты. В данном случае вилка с двумя проводами, т.е. она без заземления.

Тут можно как угодно соединить провода, даже не по цвету. А если у вас вилка с заземление, то нужно соединять провода строго по цвету.


Кстати, можно зачистить один провод больше, а другой меньше, а на другой стороне наоборот. Т.е. синий короче на одной стороне, а на другой длиннее, соответственно коричневый наоборот.

Благодаря этому можно отдалить место соединения проводов друг от друга, и их открытые участки не соприкоснуться друг с другом (ниже будет показан пример соединения).

Не забываем надеть термоусадки на провода перед их соединением. Термоусадки должны быть немного больше, чем сами провода, не больше чем на 30-40%.

Скручиваем провода и удаляем лишние части проводов.

Можно оставить скрутку, но лучше припаять провода, для хорошей надежности (хотя иногда скрутка даже лучше пайки, но в данном случае провода сетевые и их лучше все-таки припаять друг к другу).

Для пайки потребуется жидкая канифоль, паяльник и припой.

Наносим жидкую канифоль на провода.

Температура паяльника около 260 °C. Берем на паяльник припой и наносим его на провода.

Есть еще другой метод пайки проводов. Если у вас припой с канифолью – просто обмотайте его на месте скрутки, и касайтесь паяльником к месту пайки.


Готово. Теперь можно закрывать место пайки термоусадки, которые были надеты на провода ранее.

Закрыть термоусадки можно паяльным феном, феном для сушки волос, зажигалкой или спичками.

Просто нагреваем с одного края термоусадку, и она под действием тепла будет постепенно сужаться. И так переходим на другой конец термоусадки.

Далее изолентой дополнительно обматываем провода между собой и друг с другом для лучшей надежности.

Пробуем включить в другую розетку

Далее пробуем включить вентилятор в другую розетку.

Так кстати иногда бывает, что конкретна эта розетка перестала работать, и не все пробуют включить устройство в другую розетку или удлинитель. Не включился? Идем дальше.

Следующий этап разборки

Теперь снимаем переднюю защитную сетку. Обычно они крепятся либо на винты, либо на подобные как на фото зажимы.

Откручиваем гайку крепления лопастей.

Она откручивается по часовой стрелке.

На лопастях накопилось много пыли.

Протираем салфетками или тряпками лопасти и защитные сетки.

Поврежденная лопасть винта вентилятора

Рассмотрим пример механического повреждений лопасти винта вентилятора. В этом случае лопасть винта треснута практически до основания.

Лопасть очень тонкая, и может треснуть от основания от падения. Поэтому лучше использовать вентиляторы с защитными сетками. Защитная сетка защитит лопасти от случайного удара или падения, тем самым сохранив целостность лопастей винта.

Заклеить саму трещину нет никакой сложности, проблема лишь в том, что при заклейке трещины лопасть потеряет свою аэродинамику. Вентилятор будет вращаться, но не будет направлять воздух. Или будет, правда процентов на 40-60% хуже.

Можно попробовать заклеить трещину эпоксидной смолой, заклеить алюминиевым скотчем или даже суперклеем.


Пример ремонта алюминиевым скотчем.

Обезжириваем поверхность и клеим скотч на обе стороны.

Это не алюминиевая лента, а алюминиевый скотч! Это кардинально разные вещи! У алюминиевого скотча есть подложка.

Правда, такое решение тоже временное. Скотч рано или поздно начнет рваться от нагрузок.

Но зато такой метод позволяет сохранить аэродинамические функции винта. Пусть и на время. Можно попытаться паять или плавить пластик таким образом объединяя поврежденные области лопасти.

Однако и после такого ремонта снова проблема возникает с ухудшением характеристик, и добавляется ненадежность соединения.

Еще можно попытаться заменить поврежденную лопасть каким-либо небольшим грузом, но это опасно. Груз можно отлететь от винта при высоких скоростях.

В данном случае лучший вариант – это полностью заменить винт на аналогичный. Как правило на бытовые напольные вентиляторы винты устанавливаются по стандарту, поэтому если у вас есть старый сломанный вентилятор, то можно взять винт с него, или поискать сломанные вентиляторы на Avito или барахолках.

Продолжаем разбирать напольный вентилятор

Теперь откручиваем гайку крепления задней защитной сетки. Она откручивается против часовой.

Снимаем гайку крепления.

И далее снимаем заднюю защитную сетку.

Со временем на валу электродвигателя и подшипнике накапливается пыль. Из-за нее вентилятор начинает хуже работать и вращаться. Нужно почистить механизмы от пыли, и смазать их смазкой.

Нужно снять пластиковый кожух электродвигателя для того, чтобы было проще почистить механизмы от пыли и грязи.

В принципе для большинства моделей неполных вентиляторов схема разборки примерно та же самая.

Откручиваем кнопку включения попорота вентилятора крестовой отверткой.

Кстати, у некоторых вентиляторов по центру на задней крышке тоже есть винты, которые нужно откручивать. Имейте это в виду при разборке, внимательно осматривайте ваш вентилятор.


Дальше маленькой плоской отверткой отщелкиваем клипсы.

Их нужно как бы поддеть на корпус.

И так по всему периметру.

Задняя часть кожуха снята.

Теперь снимаем переднюю крышку. Она как правило крепится на 4 винта.

Большой отверткой откручиваем их.

Теперь можно приступать к техническому обслуживанию и дальнейшей диагностике и ремонту.

Вентилятор плохо вращается

Одна из причин плохого вращения вентилятора является грязь и пыль. Со временем в механизмах двигателя скапливается пыль, которая еще и сушит смазку.

Слегка влажной ватной палочкой или салфеткой аккуратно удаляем пыль и грязь с вала двигателя.

Теперь нужно добавить смазки. Без смазки электродвигатель будет плохо вращаться. В таких механизмах обычно используют силиконовую смазку. Можно взять обычную силиконовую смазку за 40 рублей ПМС 400.

Хотя для сильно загрязненных поверхностей подойдет силиконовая смазка WD-40. Она еще и очищает место смазки.

Наносим совсем немного смазки, и вращаем вал двигателя. Это нужно для того, чтобы смазка равномернее распределилась. Не нужно добавлять ее слишком много, иначе она будет собирает пыль и грязь намного быстрее. Смазки не должно быть много или мало.

Теперь делаем тоже самое, но с обратной стороны. Для этого нужно открутить редуктор.

Откручиваем редуктор большой крестовой отверткой.

И точно также чистим вал с обратной стороны.

И наносим смазку на зазор вала и подшипника. Лишнюю смазку так же удаляем.

Разборка редуктора вентилятора

Редуктор лучше разобрать и проверить что происходит у него внутри.

Откручиванием винт крепления кривошипа.

Кривошип – это связующее звено между редуктором и корпусом вентилятора.

Проверка работы редуктора

Такой простой редуктор просто проверить. Нужно просто вращать его верхнюю шестеренку, к которой крепится кнопка включения вращения.

И кривошип снизу начнет вращаться.

Итого получается, что двигатель при движении вращает червячную передачу редуктора, который далее передает движение на кривошип. И уже он вращает саму голову вентилятора.

Примеры неисправностей редуктора вентилятора

Есть несколько типов неисправностей:

  1. Вентилятор не вращается и может быть слышен резкий хруст – скорее всего либо шестеренка сломалась, либо попал мусор в редукторе;
  2. Вентилятор хрустит и пропускает шаги при включении режима вращения. Могут быть проблемы с зубьями;
  3. Вентилятор медленно вращается. Может быть мусор, пыль между шестеренками и высохшая смазка.

Разборка редуктора

Откручиваем винт крепления крышки редуктора.

И открываем крышку корпуса редуктора. Внимательно осматриваем шестеренки на наличие грязи, сломанных деталей и отсутствие смазки.

Ниже типичный пример сломанной шестеренки. Она мешает передачу движения от двигателя к кривошипу.

Такую шестеренку можно починить.

Ремонт шестеренки

Пластиковые шестерни хрупкие, и у них бывают разные повреждения. Если зубья целые, то поломанные или треснутые шестеренки у основания можно склеить обычным суперклеем.

Протираем склеиваемы поверхности, и наносим тонким слоем суперклей.

Теперь плотно прижимаем склеиваемые поверхности на 5 минут.

Склеенную шестеренку можно будет использовать через 24 часа.

Еще можно попробовать эпоксидную смолу для склеивания.

А вот это пример сломанных зубьев шестеренок. Если зубья у шестеренок сломаны, то от редуктора будет слышан шум или треск при вращении.

Нужно найти отломленные зубья, потом приклеить их суперклеем. Придется искать замену этой шестеренки у доноров от других редукторов вентиляторов.

Или можно попробовать восстановить зубья при помощи эпоксидной смолы как на этом видео

Не работает кнопка переключения поворотов

Кнопка переключения поворота вентилятора крепится на шестеренку, которая состоит из нескольких частей и позволят включать и отключать направление движение вентилятора.

Внутри червяной шестеренки находятся два шарика, между которыми находится пружина. Осторожно! Пружина при разборке шестерни может выскочить с шариками с большой скоростью!

Соответственно, эти шарики с пружинкой служат переключателем.

После проверки внутренностей редуктора добавляем смазку WD-40 (а лучше масло солидол) на шестеренки.

Вентилятор не вращается после включения: проверка конденсатора

Рассмотрим другой случай, когда вентилятор работает, но только когда нужно вручную сделать оборот винта. А еще в таком случае он может остановиться, если рукой придержать лопасти винта. И при этом двигатель сильно гудит.

Неисправность может быть в конденсаторе. В бытовых розетках однофазная сеть. А в обычных вентиляторах стоят асинхронные двигатели переменного тока. Для того, чтобы двигатель начал свое вращение, нужна несимметрия тяги, и для этого понадобится вторая фаза. И получить «эффект» второй фазы можно при помощи фазосдвигающего конденсатора. Грубо говоря он подталкивает двигатель к работе.

Еще одна роль такого конденсатора – он подталкивает двигатель своим зарядом в первое секунды включения. Если конденсатор не исправен – значит двигатель нужно будет подталкивать вручную, но это чревато последующим сгораниям двигателя, да и крутиться он будет хуже. Поэтому нужно поменять конденсатор.

При этом нужно иметь в виду, что может быть и такая ситуация, когда неисправен не только конденсатор, но и обмотка электродвигателя. Симптомы неисправностей будут схожими. А пока что попробуем проверить конденсатор на исправность.

Где находится конденсатор

Обычно конденсатор в вентиляторе находится под пластиковым кожухом электродвигателя

В некоторых моделях конденсатор размещают в корпусе с кнопками.

Из-за чего выходят из строя конденсаторы в вентиляторах

Из основных причин можно отметить:

  1. Механические повреждения, т.е последствия удара;
  2. Со временем даже неполярные конденсаторы могут потерять емкость;
  3. Сетевые помехи.

Методы диагностики конденсатора

Иногда описывают такой метод, что можно просто зачистить небольшой участок проводов, чтобы проверить конденсатор.

Но лучше отсоединить конденсатор от проводов, чтобы ничего не мешало измерениям.

Кстати, конденсатор может быть заряжен. Не касайтесь двух контактов одновременно руками, чтобы не получить удар током! Чтобы разрядить его, нужно прислонить выводы конденсатора к чему-то металлическому, например, к металлической отвертке. Естественно не касаемся металлической поверхности отвертки при разрядке конденсатора. Так как емкость маленькая, то это произойдет быстро.

Но лучше разряжать конденсаторы через мощные резисторы или лампочки.

В примере конденсатор CBB61 с номинальной емкость. на 1,2 микрофарада с допуском 5%, напряжением 400 В, и для работы в сети с частотой 50-60 Гц.

Визуальная диагностика

Визуально обнаружить неисправность полярных конденсаторов просто. На корпусе будут видны характерные припухлости или остатки электролита с запахом.

А вот с неполярными сложнее, поскольку их емкость очень мала, и из них как правило ничего вытекать не может. Внимательно осматриваем конденсатор на наличие соколов, повреждений корпуса и отошедших контактов. Сколы на корпусе могут появиться из-за падения вентилятора на пол.

Если визуально ничего не удалось обнаружить, то переходим к диагностике мультиметром.

Простая проверка неполярного конденсатора мультиметром

Для простой проверки неполярного конденсатора можно использовать режим проверки сопротивления у мультиметра (омметр).

Дело в том, что исправный конденсатор не будет пропускать постоянный электрический ток. Он будет постепенно заряжаться, пока полностью не зарядится, и ток не прекратится.

Будем использовать все тот же мультиметр DT830B.

Вставляем черный щуп в «COM», а красный в «VΩmA».

Сопротивление выглядит как греческая бука омега «Ω».

И настраиваем мультиметр в режим омметра на максимальную шкалу сопротивления.

Проверяем работу мультиметра соединив вместе щупы. Он должен показать значение на экране «0», т.е. сопротивления между щупами нет.

Как присоединять щупы – это тут не принципиально. Конденсатор не полярный, поэтому щупы можно ставить на контакты вне зависимости от их цвета и подключения. Не забываем перед любыми измерениями разрядит конденсатор, чтобы он не влиял на значения, и не повредил измерительный прибор.

Теперь присоединяем щупы мультиметра к конденсатору. Он должен заряжаться, пока сопротивление не дойдет до зашкаливающих значений, т.е. пока прибор не покажет «1» или «OL».

Но мультиметр показывает какие-то значения сопротивления

Значит ли это, что конденсатор неисправен? А вот и нет. На фото выше показано как не надо делать измерения. Нельзя двумя пальцами или руками дотрагиваться до металлических контактов щупов или деталей. Ваше тело будет шунтировать измерения. У исправного конденсатора сопротивление будет в сотни раз выше по сравнению с сопротивлением вашего тела. Соответственно, так держать щупы мультиметра нельзя. Конденсатор не будет дальше заряжаться от мультиметра.

А если не касаться контактов, то исправный конденсатор будет постепенно заряжаться, и дойдет до «1» или «OL» (хотя у некоторые мультиметры могут дойти до тока утечки). Емкость у такого конденсатора не велика, это произойдет быстро.

Но если неполярный конденсатор будет показывать сопротивление, или даже будет показывать около нулевые значения, то он с большой долей вероятности окажется неисправным.

Проверка емкости неполярного конденсатора

Для измерения емкости будет использован мультиметр DT9205A, у него есть функция измерения.

Вставляем черный щуп в «COM», а красный в «mA» у которого рядом графическое отображение конденсатора.

Шкала с емкостью на барабанном переключателе обозначается букой F (Фарад).

И переключаем мультиметр на шкале на предел в 2 мкФ, поскольку проверяемый конденсатор имеет заявленную емкость 1,2 мкФ +5%.

Так же проверяем работу мультиметра. Если все подключено правильно, то при замыкании щупов друг с другом мультиметр покажет зашкаливающее значение.

Конденсатор исправен. К допуску 5% добавляется погрешность мультиметра, поэтому показания прибора не будут на 100% точными.

Если емкость ниже чем примерно на 10-20%, то конденсатор нужно будет поменять.

Как найти аналог поврежденного конденсатора и поменять его

Все параметры нового конденсатора должны быть равны или чуть больше, чем указано на корпусе у неисправного.

Можно взять конденсатор немного большей емкости, но не слишком больше чем у несправного конденсатора, иначе электродвигатель будет медленнее крутиться.

Тоже самое касается и напряжения. Вентилятор будет вращаться с прежней скоростью, но чем больше допуск по напряжению у конденсатора, тем он сам больше. Он может просто не влезть в корпус.

Еще можно взять два одинаковых конденсатора, например, на 2,5 мкФ, и соединить их последовательно.

Суммарная емкость будет около 1,25 мкФ, и увеличится допустимое напряжение. И конечно параметры по частоте у конденсаторов должны быть не ниже, чем у неисправного!

Можно поступить иначе, соединить два конденсатора по 2,5 мкФ параллельно друг с другом, и получится емкость тоже примерно 1,25 мкФ.

При параллельном соединении допустимое напряжение конденсаторов будет равно тому допустимому напряжению конденсатора, у которого оно самое низкое в цепи.

Можно либо скруткой, либо пайкой соединить провода с конденсатором. И точно также, как и сетевые провода изолировать открытые участки контактов термоусадками и изолентой.

Если все-таки после замены конденсатора проблема остается или двигатель нагревается, то причина может быть в обмотке двигателя.

Вентилятор не переключает скорости

Еще одна из популярных неисправностей, когда вентилятор не переключается на другие режимы. Кнопка нажимается, а он либо не крутится, либо не меняет режим работы.
Основными могут быть три причины:

  1. Обрыв провода с кнопок;
  2. Неисправность кнопок;
  3. Неисправность обмотки электродвигателя.

Для дальнейшей диагностики нужно разобрать корпус блока управления вентилятором.

Разбираем корпус.

Достаточно открутить винты.

И внутри находятся контакты кнопок, от которых идут провода.

Все подобные вентиляторы примерно одинаково устроены внутри блока управления.

С барабанным переключателем (слева) отличий не так много.

Ниже пример провода, который отошел от контактов. Причиной повреждения пайки могут быть плохая заводская пайка или удар по корпусу.

Наносим жидкую канифоль, добавляем припой, потом еще раз канифоль, и припаиваем провод. Температура паяльника так же около 260 °C.

Проверка кнопок вентилятора

Переключаем мультиметр в режим прозвонки. Один щуп ставим на контакт вилки, а другой на контакт кнопки, где указана цифра «0». Если мультиметр не показывает около нулевые значения, значит поставьте щуп на противоположный контакт вилки.

Нажимаем первую кнопку вентилятора.

Она должна прозваниваться в нажатом состоянии, если касаемся щупом вилки, и ее контакта.

Примерная принципиальная схеманапольного вентилятора.

Если кнопки и проводка оказались исправны, то тут может быть проблема в обмотках двигателя. Проблема с обмотками заключается в том, что их очень дорого и долго перематывать (тем более если нет опыта в перемотке).

Если просто провод поврежден, то его можно припаять, но перематывать обмотку или весь двигатель целиком выйдет намного дороже, чем купить новый целый вентилятор.

Сложности с перемоткой двигателя и обмоток

Ради интереса можно попробовать перемотать, но с точки зрения ремонта и экономии средств – нет. Даже опытные мастера не берутся перематывать их из-за дороговизны. В двигателях вентиляторов используется или медная проволока, или алюминиевая.

Чтобы перемотать обмотки двигателя нужна новая проволока. Старая проволока не подойдёт из-за того, что ее изоляция будет слишком хрупкой при многочисленных перемотках. Поэтому придется покупать новую проволоку.

Нужно будет считать витки, изолировать обмотки, тщательно все наматывать виток к витку. Пример перемотки большого двигателя ниже на видео.

И на видео пример большого двигателя. А в вентиляторах устанавливаются маленькие.

Перематывать стоит большие двигатели и трансформаторы, которым трудно найти аналог.

Предыдущая запись Типичные причины Kernel Power 41

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.